зажигательный танец итальянских крестьян
Смотрю я сейчас классику. Набегами. Иногда. Потому что, если честно, довольно трудно смотрится - глаза привыкли уже к хорошему качеству изображения, более-менее моднявым спецэффектам, цвету, в конце концов. Но интересно, конечно. Настолько другой, новый, неожиданный и классный Доктор. Сюжеты трогательны своей простотой и роялекустностью. Но. Но. Нооооо!..

Роза Тайлер давно уже посеяла лавры наименее мною любимой спутницы. Хрен с ней, с Розой. Ну, тупила отчаянно - на то она и обычная девчонка 19 лет, работающая продавщицей. Ну, вела себя порой отвратительно по отношению к тому же Микки - ну, такой уж человек, чего там. К тому же, Микки отчасти тоже сам хорош. Это всё фигня, с этим всем можно жить.

Когда я смотрю классику, я скучаю по старой доброй простой как пять копеек Розе. Роза всё же в чём-то очень интересный персонаж: поразительно заурядная девочка, которая при содействии обстоятельств вдруг оказывается ВАУ. Избитый сюжет, конечно, но - вот она, важность просто людей, их потенциал, их значимость. Это вам не пропитанная Драмой от и до Ривер Сонг, со всей моей к ней любовью. Это просто девочка: the first 19 years of my life nothing happened. Nothing at all.

А тут!..

Сьюзен, мать её, Форман. Персонаж, очень многими любимый, державшийся в сериале долго и уверенно, имеющий какую-то длиннющую историю, от чтения которой я позволил себе уклониться во избежание спойлеров. Возможно, в этом и суть, возможно, я сужу девочку слишком рано, отсмотрев-то всего пару эпизодов, но казнить, нельзя помиловать. У Сьюзен в сериале всего несколько функций:
- рыдать
- с громким вскриком картинно падать
- рыдать
- бояться всего, чего только можно
- бросаться к Доктору с ужасно отчаянным криком "Grandfather!"
- бежать, рыдая
- выполнять мелкие поручения Доктора типа "принеси воды"
- быть непозволительно наивной идиоткой
- рыдать
Я понимаю, что ей 15 (хотя она вроде таймледи, если не путаю?.. тогда, возможно, она лишь выглядит на 15, а на деле ей за сорокет, если не под сотню), я понимаю, что ребёнок, но ёхана бабай. Ни на что не способная инфантильная безвольная слабая истеричная дура. Хрен ли ты ревёшь, руки заламывая, действуй, твою мать, сделай хоть раз хоть что-нибудь полезное! Это позволительно для человека (да и для таймлорда, что уж): быть слабым, безвольным, эмоционально лабильным, ни на что не годным - ровно до тех пор, пока он хотя бы хочет в глубине души что-то с этим делать.
Чего хочет Сьюзен? Чтоб пришёл дедушка и решил все её проблемы, а потом на ТАРДИС покатал интересно. Сьюзен будет сидеть и ждать, пока Доктор и Йен придут и спасут её. А если вдруг ей надо будет действовать самой, потому что Доктор при смерти, Барбара там же, а у Йена отказали ноги - это повергнет её в глубочайший шок, и она согласится на то, что сделал бы любой нормальный человек - предпочесть рискнуть и выжить, а не сидеть и стопроцентно умирать - так, словно это что-то глубоко героическое. Ибо почему это она должна идти через лес? Пусть Йен идёт! Ну и что, что у него паралич! Он же тут самец! А она ничего не будет делать, как же, она маленькая девочка, она хочет сидеть и быть спасаемой. И рыдать, разумеется.
Чёрт подери, моя девятилетняя сестрёнка в десятки раз решительнее и смелее этой таймледи.
Впрочем, нельзя назвать Сьюзен трусихой: она как раз из тех, кто способен отважно и идиотски двигать красивые речи в лицо врагу!.. другой вопрос, что когда надо будет не речи говорить, а действовать или хотя бы мозгами пораскинуть, о Сьюзен можно даже и не вспоминать. Она не должна думать: она же девочка.
Я бы подумал, что она не должна думать, потому что дурочка, если бы в сериале не было Барбары - взрослой вроде тётки, которая, тем не менее, на пару со Сьюзан ждёт, что кто-то будет за неё решать все проблемы. А она должна сидеть, ждать и иногда приказывать. Так уж и быть, она готова потаскаться следом за Доктором и Честертоном, чтобы создать иллюзию участия во всеобщем спасении, и уже одно это - великое одолжение с её стороны.

Совершенно восхитительный момент: Доктору и компании надо убедить талов-пацифистов ввязаться в противостояние с далеками, грозящее многими жертвами. Честертон отказывается просить об этом талов из-за моральных убеждений, считая, что не в праве просить кого-то умирать ради себя. Барбара не согласна. Что она делает? Идёт к талам и обосновывает свою позицию? Нет, с чего бы, она же жэнщина, она не должна ничего делать. Она жрёт бедному Йену мозг на тему "а ну быстро пошёл и убедил всех нас спасать!"
И, чёрт подери, Йену даже в голову не приходит ответить "Блядь! Сама вот иди и убеждай!" То есть это абсолютно нормальное положение вещей. Мужчина действует, живёт, спасает и спасается. Женщина существует.

Я никогда не был и не буду убеждённым феминистом, лезущим на баррикады и чего-то от мира требующим, но, чёрт возьми, я бы в это время не выжил, когда подобное положение дел считалось правильным и естественным. Тян тоже хотят иметь значение как что-то помимо объекта, который надо защищать! А те ведь даже и не хотят. Это-то и угнетает.

Что мы имеем полвека спустя? Маятник качнулся: только ленивая спутница не дала Доктору по мордасам, Мастер сменил гендер, Ривер лихо рубит врагов в капусту, Эми и Роза таскают за собой бесполезных Рори и Микки, и раз за разом спутницы спасают Доктора, а не Доктор их.
Дай небо, когда-то мы действительно застанем равновесие. Впрочем, уже сейчас к нему гораздо ближе: представителям обоих полов сценаристами и режиссёрами дозволено иметь и использовать мозги. Аллилуйя.

@темы: DW